Вопрос: Организация, уплачивающая ЕСХН, арендует площади и оборудование в выставочном центре для рекламы своей сельхозпродукции и для заключения договоров с потенциальными покупателями.
Можно ли расходы на аренду выставочной площади и оборудования учесть в расходах при расчете ЕСХН?
Ответ: Расходы на участие в выставке могут быть отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по ЕСХН, при условии, что они обоснованны и документально подтверждены.
Расходы на аренду выставочной площади и оборудования можно учесть в расходах при расчете ЕСХН как расходы на рекламу в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Обоснование: Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ).
При определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ, перечень которых является закрытым.
Расходы, указанные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, должны быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными, осуществленными налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 3 ст. 346.5 НК РФ).
При определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики могут уменьшать полученные ими доходы на расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Расходы, указанные в пп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 346.5 НК РФ).
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Как разъяснил Минфин России в Письмах от 06.04.2021 N 03-03-06/1/25182, от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113077, расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением мероприятий, соответствующих положениям Федерального закона N 38-ФЗ, и поименованные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме.
Нормы НК РФ, а также нормы действующего законодательства РФ не раскрывают перечня затрат, включаемых в расходы на участие в выставках и ярмарках, поэтому организации вправе отнести к данным расходам любые затраты, которые непосредственно связаны с их участием в указанных мероприятиях (п. 7 ст. 3 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.09.2018 N 03-03-06/1/69813, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N 09АП-14684/2008-АК по делу N А40-29123/08-151-83, Определение ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8008/09).
Следовательно, расходы на участие в выставке, в том числе аренду выставочной площади и оборудования, могут быть отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по ЕСХН, как расходы на рекламу на основании пп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в полном объеме, при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены.
С.М. Дмитричева
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
18.11.2021