Вопрос: Должен ли работодатель при приеме на работу работника, отказавшегося от ведения бумажной трудовой книжки у предыдущего работодателя, вносить запись об этом в книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек и личную карточку работника по форме Т-2, учитывая, что все остальные работники организации предпочли оставить бумажные трудовые книжки?
Ответ: При приеме на работу работника, отказавшегося от ведения бумажной трудовой книжки у предыдущего работодателя, вносить запись об этом в книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек, если это не предусмотрено самостоятельно работодателем, и личную карточку работника по форме Т-2 (в случае ее ведения) не требуется.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.
В соответствии с ч. 1 ст. 66.1 ТК РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и предоставляет ее в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах ПФР.
Работодатель имеет право запросить при приеме на работу сведения о трудовой деятельности, которые гражданин может получить на бумажном носителе или в электронной форме у работодателя по последнему месту работы (за период работы у него), в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР или с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) по формам, утвержденным Минтрудом России (ч. 3, 4 ст. 66.1 ТК РФ, Приказ Минтруда России от 20.01.2020 N 23н "Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка их заполнения").
С учетом того, что в форме СТД-Р и в форме СТД-ПФР есть строка о выбранном ранее работником способе ведения трудовой книжки (в бумажном или электронном виде), при наличии той или иной отметки работодатель сможет понять, какой формат ее ведения был выбран.
С 01.09.2021 применяется Порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н (далее - Порядок).
Согласно п. 35 Порядка при подаче работником заявления о представлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ работодатель выдает работнику трудовую книжку на руки не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления. В случае если указанное заявление подано работником менее чем за три рабочих дня до его увольнения, трудовая книжка выдается работнику не позднее дня увольнения.
При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о представлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, которая заверяется подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (кадровой службы) (при наличии печатей). В графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата выдачи трудовой книжки, в графе 3 делается запись: "Подано письменное заявление о представлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации", в графе 4 указывается заявление работника с указанием даты и номера его регистрации.
Согласно п. 40 Порядка работодатель самостоятельно разрабатывает книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в них и учета движения трудовых книжек.
В книге (журнале) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них указываются трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них, выдаваемые работникам вновь, с указанием их серии и номера.
Отметим, что Порядок не обязывает работодателя вести личные карточки работников. При этом даже в случае ведения личных карточек работников по форме Т-2 в ней не предусмотрено указание информации об отказе работника от ведения трудовой книжки.
Таким образом, при приеме на работу работника, отказавшегося от ведения бумажной трудовой книжки у предыдущего работодателя, вносить запись об этом в книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек, если это не предусмотрено самостоятельно работодателем, и личную карточку работника по форме Т-2 (в случае ее ведения) не требуется.
Мнение не является официальным разъяснением или нормативным правовым актом.
Т.В. Маленко
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
15.10.2021