Вопрос: Возможно ли использовать QR-код в качестве инвентарного номера объекта?
Ответ: По нашему мнению, экономический субъект вправе утвердить во внутреннем стандарте использование QR-кода в качестве инвентарного номера объекта. При этом QR-код должен содержать информацию об уникальном для каждого объекта цифровом номере.
Обоснование: Под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах (в том числе активах) в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), распространяющимися в том числе на коммерческие организации (ст. ст. 1, 2 и 5 Закона N 402-ФЗ).
В силу требований ст. 11 Закона N 402-ФЗ активы подлежат инвентаризации, при проведении которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов и сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Для кредитных организаций Банком России на основании ст. 40 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" с учетом международной банковской практики утверждаются отраслевые стандарты бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением Банка России от 22.12.2014 N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Кредитная организация в стандартах экономического субъекта или иных внутренних документах определяет, применяя профессиональное суждение, основанное на требованиях настоящего Положения, минимальный объект учета, подлежащий признанию в качестве инвентарного объекта, исходя из критериев существенности, утвержденных в учетной политике (п. 2.3). Каждому инвентарному объекту основных средств при их признании присваивается инвентарный номер. Порядок присвоения инвентарных номеров кредитная организация определяет в стандартах экономического субъекта или иных внутренних документах (п. 2.7).
Аналогично основным средствам в соответствии с п. 2.4 Положения Банка России от 12.11.2018 N 659-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями" единицей бухгалтерского учета актива в форме права пользования является инвентарный объект, которому при признании присваивается инвентарный номер.
Понятие инвентарного номера в действующих нормативных актах содержится, например, в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в соответствии с п. 46 которой инвентарный номер определяется как уникальный инвентарный порядковый номер, который присваивается объекту имущества и обозначается лицом, ответственным за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению (далее - ответственное лицо), путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краски или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. Объектам основных средств, имеющим уникальный номер, однозначно их идентифицирующий в качестве индивидуально-определенной вещи (например, кадастровый номер, государственный (регистрационный) опознавательный знак (номер) транспортного средства, серийный номер единицы изготовленного оружия), присваивается инвентарный номер без нанесения его на объект. При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.
В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков, утвержденным Приказом Минфина России N 20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999, при налоговой проверке при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (п. 3.2). Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. (п. 3.4).
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ), который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в ст. 14 настоящего Федерального закона, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации (ч. 1 ст. 1 Закона N 162-ФЗ).
На основании ст. 14 Закона N 162-ФЗ к документам по стандартизации относятся: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 настоящего Федерального закона; технические спецификации (отчеты).
В свою очередь, стандарт организации определяется как документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг (п. 13 ст. 2 Закона N 162-ФЗ).
Объектом стандартизации на основании п. 6 ст. 2 Закона N 162-ФЗ могут быть продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
В ст. 4 Закона N 162-ФЗ задекларированы принципы стандартизации в Российской Федерации, в числе которых:
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Одним из стандартов в области информационных технологий является ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 03.06.2015 N 544-ст) (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015), идентичный Международному стандарту ИСО/МЭК 18004:2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code" (п. 4 Предисловия ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015).
Указанный стандарт устанавливает требования к символике QR Code, а также параметры символики, методы кодирования знаков данных, форматы символов, требования к размерам, правила исправления ошибок, рекомендуемый алгоритм декодирования, требования к качеству производства, выбираемые пользователем параметры применения (разд. 1. Область применения).
QR Code - это матричная символика, имеющая следующие параметры (п. 6.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015):
а) форматы: QR Code, который обладает полным набором возможностей и максимальной емкостью для данных; Micro QR Code, который обладает уменьшенным набором возможностей, рядом ограниченных возможностей и уменьшенной емкостью для данных (по сравнению с символами QR Code);
б) кодируемые наборы знаков:
- числовые данные (цифры от 0 до 9);
- алфавитно-цифровые данные (цифры от 0 до 9; прописные буквы от A до Z и девять специальных графических знаков: пробел, $, %, *, +, -, ., /, :);
- байтовые данные (по умолчанию - в соответствии с ИСО/МЭК 8859-1 или другой набор знаков, если это специально указано (см. п. 7.3.5));
- знаки кандзи. Один знак кандзи в QR Code может быть уплотнен в 13 битов.
Каждый символ QR Code состоит из номинально квадратных модулей, структурированных в регулярную матрицу, и включает область кодирования и функциональные шаблоны, называемые шаблонами поиска, разделителями, шаблонами синхронизации и направляющими шаблонами (п. 6.3.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015).
Как следует из разд. 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015, числовой режим преобразования входных данных в символ QR Code кодирует данные, состоящие из десятичных цифр (0 - 9) (п. 7.3.3), а алфавитно-цифровой режим - из набора 45 знаков: 10 десятичных цифр (0 - 9), 26 латинских букв (A - Z) и 9 специальных символов (SP, $, %, *, +, -, ., /, :) (п. 7.3.4).
В качестве обязательного реквизита применение QR-кода предусмотрено, например, Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", - на кассовом чеке или бланке строгой отчетности при использовании контрольно-кассовой техники. При этом под QR-кодом понимается двухмерный штриховой код размером не менее 20 x 20 мм, содержащий в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ).
На основании приведенных норм приходим к следующим выводам.
Федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета имущества не содержат требований к формированию инвентарного номера.
Из буквального толкования слова "номер" следует, что это цифровое обозначение порядкового числа объекта в ряду других однородных объектов, а исходя из цели использования инвентарного номера для учета наличия, движения и контроля за сохранностью объекта понятие инвентарного номера можно определить как уникальный порядковый цифровой код.
Инвентарный номер присваивается объекту в соответствии со стандартами экономического субъекта.
QR-код сам по себе не является цифровым номером, но при этом может содержать закодированную информацию о нем.
По нашему мнению, экономический субъект вправе утвердить во внутреннем стандарте использование QR-кода в качестве инвентарного номера объекта. При этом QR-код должен содержать информацию об уникальном для каждого объекта цифровом номере.
Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
26.11.2021